Президентская гонка 2016 года в США была беспрецедентной, в том числе и по влиянию социальных медиа. Кандидаты значительно активнее использовали социальные сети в своих избирательных кампаниях, чем в прошлых выборных циклах. Расширение аудитории и улучшение сервисов социальных сетей сделали их важнейшим каналом коммуникации с избирателями.
Трамп определил социальные медиа как ключевой элемент своей победы на выборах. «Факт, что у меня такая сила в виде поддержки в Facebook, Twitter, Instagram и т. д., – сказал Трамп на воскресном 60-минутном сеансе CBS. – Это помогло мне выиграть все эти гонки, в которых они тратят гораздо больше денег, чем я потратил». Он уточнил, что социальные сети помогли ему победить без необходимости тратить столько, сколько потратила команда Клинтон на рекламу в СМИ. По его словам, «социальные сети обладают большей властью, чем деньги, которые они (соперники Трампа) потратили». «Twitter, Facebook и подобные службы – отличная форма коммуникации. Я не сказал бы, что люблю социальные сети, но они позволяют высказаться, донести позицию. Когда вы [Дональд Трамп имел в виду CBS и другие телевизионные СМИ. – Прим. авт.] выступаете с плохой или искажённой информацией обо мне, социальные сети становятся хорошим способом ответной борьбы», – отметил после победы в президентских выборах Дональд Трамп. При этом он показал хорошую осведомленность о численности своих подписчиков в сервисах Twitter и Facebook. Он сообщил, что в настоящее время их количество превышает 28 млн, и оно постоянно растёт – за последние сутки подписалось ещё порядка 100 тысяч человек.82
«Я считаю, это потрясающе. Это современная форма общения... тот факт, что у меня есть такая власть в виде поддержки в Facebook, Twitter, Instagram и так далее. Я думаю, что это помогло мне выиграть гонку, в которой они (демократы) тратят гораздо больше денег, чем я потратил».
45-й Президент США Дональд Трамп
По словам директора по цифровым технологиям команды Трампа Брэда Парскейла, «Facebook и Twitter были причиной "нашей победы". Twitter стал трибуной для мистера Трампа, а Facebook основным способом для сбора средств. Через онлайн-канал Трампу удалось привлечь дополнительно $250 млн. Тот же Парскейл признался, что «самым большим источником привлечения средств был Facebook».83
Политический обозреватель CNN Ван Джонс провел аналогию с другими историческими примерами, анализируя значение социальных сетей в победе Трампа. Кандидаты, которые способны эффективно использовать новые коммуникационные технологии, побеждают в избирательной кампании. Инновационные успехи Франклина Д. Рузвельта с радио, Джона Кеннеди с телевидением и Барака Обамы с Интернетом создали закономерность. Эффективное использование Трампом социальных медиа помогло ему занять кресло президента в Овальном кабинете, преодолев насмешки истеблишмента как внутри Республиканской партии, так и со стороны Демократической партии.
После подведения итогов выборов Трамп пообещал сократить использование служб вроде Twitter и Facebook, когда официально займет пост президента, несмотря на внушительные показатели своего влияния в социальных сетях: «Я собираюсь весьма умеренно ими пользоваться, если буду пользоваться вообще». Однако он продолжил писать в Twitter с обвинениями в организации протестов «профессиональных подстрекателей» или обрушиваясь с критикой на ведущие СМИ, вроде New York Times. Трамп не последовал примеру Барака Обамы, который как первый президент США, использующий Twitter, придерживался весьма осторожного и отстранённого стиля публикаций.84
82 www.theverge.com/2016/11/13/13619148/trump-facebook-twitter-helped-win
83 https://news.rambler.ru/scitech/35327701/?utm_content=rnews&utm_medium=read_more&utm_source=copylink
84 https://3dnews.ru/942663