Приложение для смартфонов Hillary 2016 можно было бесплатно загрузить из электронных магазинов в версиях для iOS и Android. По замыслу разработчиков, пользователь получал цифровой региональный офис кампании Hillary 2016. Он мог превратить его в оживленную штаб-квартиру кампании, покупая новые плакаты, офисную мебель, произведения искусства и многое другое, собирая «старсы» – валюту игры в приложении. Средством оплаты были «звезды», которые сторонник зарабатывал, выполняя микрозадания в приложении, например, синхронизируясь с календарем выборов в 2016 году или пройдя викторину о «многих, многих и многих лживых высказываниях кандидата в президенты от республиканцев Дональда Трампа».
Приложение Hillary 2016 награждало звездами сторонников за такие действия, как выполнение конкурсного задания, просмотр дебатов, распространение твитов и ссылок поддержки, подписания петиций и т. д. Эксперты считали, что приложение является «умным способом привлечь неактивных избирателей», способом вовлечения в агитацию большого количества ранее не задействованных сторонников.
Проектная команда приложения создало довольно впечатляющую подвижную технологию для развития проекта Hillary For America. По некоторым сведениям, в команду входили Стефани Ченг, старший менеджер по продуктам, которая стала соучредителем игровой компании Kooapps и ранее работала в подразделении приложений DreamWorks Animation, а также старший дизайнер Денни Макфадден, возглавлявший группу дизайнеров в большой некоммерческой благотворительной организации. Другие сотрудники имели опыт работы в Etsy, Timehop и Livestream.78
В разгар кампании в конце августа 2016 года команда Трампа запустила новое приложение для смартфонов «America First». Приложение должно было решать задачи организации сбора средств и создания инфраструктуры больших данных, собирая данные сторонников, а если они согласны, то и их друзей.
Изначально данное приложение было разработано для бывшего конкурента Трампа по республиканской партии Теда Круза, поэтому многим специалистам и избирателям оно показалось знакомым. По аналогии с приложением «Hillary 2016», приложение «America First» было привязано к сайту кандидата и интегрировано с социальными сетями. Для стимулирования активности сторонников между ними создавалась частичная конкуренция. Сторонники получали баллы в зависимости от того, сколько жертвовали, делились приложением и поддерживали кандидата различными способами. Например, пользователь, посмотрев объявление, собирал 50 очков, а приехав на митинг, получал 500 очков. Спустя четыре дня после официального запуска уже 29000 учетных записей – с именами пользователей, которые показываются всем другим пользователям, были размещены в рейтинге лидеров.
Сразу после установки приложение запрашивает доступ к адресным книгам пользователей. Создатель приложения Томас Петерс, генеральный директор uCampaign, отмечал, что это поможет пользователям поделиться им со своими друзьями. Но в политике конфиденциальности приложения было указано, что кампания может использовать данные пользователей: имена, адреса электронной почты, домашние адреса и многое другое, хранящиеся в адресной книге. По мнению специалистов, «приложение Трампа находилось на высоком технологичном уровне: это не просто потеря вашей конфиденциальности, а продажа ваших друзей и коллег, которые находятся в вашем списке контактов». Новое приложение «America First» извлекало информацию из адресных книг пользователей. Таким путем приложение Трампа собирало и использовало огромное количество персональных данных.
Дэвид Левин, профессор университета Элона и научный сотрудник филиала в Стэнфордском центре Интернета и общества, отмечал, что потребители не всегда читают политику конфиденциальности. Согласно исследованиям, в конце 2014 года только менее половины всех американцев были осведомлены о политике конфиденциальности. «Вся конфиденциальная информация людей <...> заканчивается в кампании Трампа, если этот человек нажимает "Я согласен"».79
Директор по технологиям и гражданским свободам ACLU в Калифорнии Озер рассмотрел для NBC News политику конфиденциальности в приложениях Трампа и Хиллари. Политика конфиденциальности Клинтон оказалась более типична для потребительских приложений, запрашивающих и использующих данные. В то время как политика конфиденциальности Трампа дает ему огромную свободу действий в отношении того, как данные собираются, используются и распространяются – сейчас или в любое время в будущем. Это также касается данных от третьих сторон. Приложение Клинтон заявляет, что потребует «разумных мер», чтобы третьи лица не нарушали конфиденциальность пользователей. «Мы можем получать, собирать и хранить личную информацию о других людях, которые доступны нам через ваш список контактов», – обозначает политика конфиденциальности Трампа, которая также отмечает, что она может быть изменена в любое время без уведомления пользователей.80
Приложение «America First» является интегрированной частью социальной сети. Обмен данными является добровольным, по крайней мере, установка приложения означала, что с друзьями пользователя не свяжутся, если они сами не начнут контакт через приложение. Штаб использовал данные при настройке таргетинга на определенную группу избирателей, ища пользователей приложений, которые знают потенциального сторонника кандидата, и побуждал их связаться с ним от имени кампании. Например, если кампания будет направлена на поддержку своих сторонников в Огайо, они могут попросить поклонника Трампа в Иллинойсе, который дружит с множеством республиканцев штата Огайо, обратиться к друзьям за поддержкой Трампа.
В соответствии с опытом бизнесмена Дональд Трамп в борьбе с враждебно настроенными интернет-ресурсами использовал метод поглощения. Он часто выкупал у владельцев интернет-домены, содержащие оскорбления в его адрес. Потому что закрыть веб-страницу с оскорблениями через суд в США практически нереально, так как там слишком оберегают свободу слова. В результате в общей сложности Трампу пришлось выкупить несколько тысяч доменов. При этом Дональд Трамп не видел ничего экстраординарного в том, что он расходует немалые собственные деньги на выкуп доменов. Деловое издание Business Insider по этому поводу цитировала сына миллиардера – Эрика Трампа, работающего вице-президентом по развитию и приобретениям в Trump Organization. По словам Трампа-младшего, такая скупка доменов – нормальная практика защиты от недоброжелателей. По признанию Эрика Трампа, только за последние месяцы были выкуплены 3153 домена, содержащих оскорбления Трампа или касающихся принадлежащих ему компаний и проектов. В их числе и такие популярные в США веб-адреса, как DonaldTrumpSucks.com, TrumpVersaceMansion.com, ElectTrump.com, DonaldTrump2012.com, VoteAgainstTrump.com и Trump2016.com.81
78 www.fastcodesign.com/3062167/hillary-clintons-new-app-gamifies-the-war-against-donald-trump
79 Half of online Americans don’t know what a privacy policy is // www.pewresearch.org/fact-tank/2014/12/04/half-of-americans-dont-know-what-a-privacy-policy-is/
80 www.nbcnews.com/politics/2016-election/trump-s-new-app-wants-you-your-data-n640236
81 www.kv.by/content/341433-vybory-prezidenta-ssha-kak-internet-pomenyal-vse