Победа представителя Республиканской партии Дональда Трампа на выборах 45-го президента США в 2016 году стала неожиданностью для большинства американского истеблишмента, представителей бизнес-кругов, авторитетных стратегов и политических аналитиков. Социологические опросы показывали, что кандидат от Демократической партии Хиллари Клинтон на финише в целом по стране удерживает небольшое преимущество.
Диаграмма 1. Динамика среднего показателя электоральных рейтингов кандидатов
В итоге распределение электоральных предпочтений избирателей подтвердило объективность социологических данных. Хиллари Клинтон выигрывала у Дональда Трампа по результатам голосования избирателей: 65 853 625 (48,03%) против 62 985 106 (45,94%), но заметно проиграла по голосам выборщиков штатов: 227 против 304. Специфика избирательной системы США не позволила Хиллари Клинтон стать президентом и обеспечила триумф Дональда Трампа.
Диаграмма 2. Распределение голосов выборщиков по штатам
По мнению многих экспертов, победа Дональда Трампа на президентских выборах стала возможной благодаря социальным медиа. Абсолютное большинство телевизионных корпораций (новостных медиа) сделали ставку на Хиллари Клинтон, близкую им по системе ценностей, риторике и заявленным целям. Прошедшие президентские выборы в США определили ряд важнейших трендов, способных существенно трансформировать традиционные форматы ведения современных политических кампаний. К одному из таких трендов следует отнести технологический перелом в сфере массовой трансляции политического контента.
Онлайн-ресурсы социальных медиа значительно потеснили традиционные СМИ, доминирование которых в пространстве публичной политики не так давно казалось незыблемым. Тенденция смены приоритетных каналов коммуникации, обозначенная на национальных выборах 2008 года, когда президентом США был избран Барак Обама, стала еще более выраженной. Анализ информационных интернет-кампаний, проведенных командами основных соперников – республиканцем Дональдом Трампом и демократом Хиллари Клинтон – позволяет выявить механизмы политических технологий в пространстве социальных медиа, которые во многом обусловили электоральный эффект.
Социальные медиа оказали на прошедший избирательный цикл весьма значительное влияние, показав, что политические кампании в социальных сетях могут конкурировать и усиливать традиционные способы информационного воздействия на избирателей. В США они стали важнейшим интерактивным каналом коммуникации, обеспечивающим поток новостей, прямое общение кандидатов с публикой, обмен политическими сообщениями между пользователями. Социальные медиа стали не столько каналом передачи, сколько огромным источником производства, переработки и продвижения политического контента.
В данном аналитическом докладе интернет-кампании основных претендентов на президентский пост рассматриваются посредством определения приоритетных каналов политической информации, стратегии и системы бренд-интегрированных коммуникаций, интенсивности использования социальных медиа для продвижения контента и технологических приемов таргетирования месседжей. Ознакомившись с собранными в докладе материалами, вы сможете составить собственное мнение об истинных причинах победы Дональда Трампа на президентских выборах.