Публикация текста «доклада Мюллера» в очередной раз подняла в глобальной медиа-повестке тему вмешательства России в ход выборов президента США в 2016 году. Вброшенная проигравшей Хиллари Клинтон, эта тема продолжает будоражить американское политическое и медиа-сообщество, втягивая в этот искусственно создаваемый дискурс даже тех, кто никогда не имел никакого отношения к американским выборам: на протяжении всего 2018 года более 30 иностранных журналистов, приходивших в офис проекта «Сеть» (иногда совершенно по другим поводам) задавали нам вопросы о русских хакерах, фабриках троллей, причинах вмешательства России в президентские выборы в США и прочем. Поток этих вопросов не только не уменьшается с течением времени – с приближением выборов президента США 2020 г. мы слышим их все чаще.
Опубликованный 18 апреля 2019г. доклад российского посольства в США «Рашагейт-истерия: русофобия в тяжелой форме» суммирует все обвинения России во вмешательстве в американские выборы и даёт исчерпывающие ответы на каждое из них. При этом сотрудники Министерства иностранных дел не ставили себе задачу исследовать собственно избирательную кампанию.
Мы поставили себе задачу детально разобрать интернет-кампании обоих кандидатов – Дональда Трампа и Хиллари Клинтон, чтобы определить истинные причины победы Трампа.
Естественно, что любая избирательная кампания шире, чем только ее интернет-сегмент. Мы анализировали именно эту часть президентской кампании, поскольку очевидно, что к 2016 году произошел технологический перелом в сфере производства и трансляции политического контента. Сегодня интернет-сегмент во многом определяет «лицо» и итог любой избирательной кампании – являясь одним из многих каналов коммуникации с избирателем, он также генерирует гигантский самостоятельный поток агитационного контента, который, трансформируясь, «выплескивается» на ТВ, радио, страницы печатных изданий и в оф-лайн, усиливая традиционные способы информационного воздействия на избирателей.
В нашем докладе агрегированы материалы и выводы аналитических центров, средств массовой информации, социологических служб и экспертов, размещенные в открытых источниках. В отдельных случаях – в целях дать читателю возможность самостоятельно изучить наиболее интересные цифры, факты и мнения – даны соответствующие ссылки. Большой объем собранного и переведенного для анализа материала позволил нам досконально исследовать и проиллюстрировать для читателей все виды контента кандидатов, способы и каналы его донесения, реакции аудитории и соперников, а главное – выяснить, благодаря чему все-таки Трамп выиграл эти выборы.
Редакторская группа проекта «СЕТЬ»