В этом разделе мы рассмотрим официальные постеры кандидатов Дональда Трампа и Хиллари Клинтон, которые выдержаны в положительной или корректной манере. При этом значительно преобладающая часть постеров имела негативную направленность, которая является отличительной чертой прошедшего избирательного цикла. Данные материалы отнесены к мемам и карикатурам, активно распространяемым штабами кандидатов и их сторонниками в социальных сетях.
Постеры Дональда Трампа в целом напоминают некоторые старые плакаты президентских выборов 70–80-х годов. В них угадывается стилистика и патриотический пафос политических плакатов Рональда Рейгана. Как и в случае со слоганом, Трамп исходил из ретроспективы будущего. Он сосредоточен на том, чтобы подчеркнуть общую цель достижения могущества, следуя исключительно национальным интересам. Трамп ставит задачи, достижение которых должно снова подтвердить первенство США. Например, осуществить миссию высадки американских астронавтов на Марс, реализовать космические проекты, подобные программе «Аполлон».64
Плакат кампании Трампа «Америка Первая», ноябрь 2016 г.
Плакат кампании Трампа, ноябрь 2016 г.
Плакат кампании Трампа «Только национальные интересы», октябрь 2016 г.
Плакат кампании Трампа «Американская мечта, гражданские права для детей цветных», октябрь 2016 г.
Плакат кампании Трампа «Поладим с Россией», октябрь 2016 г.
Плакат кампании Трампа «3 в 1: триумф, лидерство, иммиграция», сентябрь 2016 г.
Плакат кампании Трампа «Ретроспектива будущего: полет на Марс», август 2016 г.
Плакат кампании Трампа «Родился вовремя, чтобы помочь нам…», июль 2016 г.
Плакат кампании Трампа «Высокая энергия», июнь 2016 г.
Плакат кампании Трампа «С бюджетом и досрочно», май 2016 г.
Плакат кампании Трампа «Американцы любят победителей», февраль 2016 г.
Коммерческие постеры Дональда Трампа и Хиллари Клинтон
Серия предвыборных постеров Клинтон, в отличие от оригинальной линейки атрибутики, не стала выдающейся. Американский художник и дизайнер Шепард Фейри, известный как автор ключевого образа на предвыборных плакатах Барака Обамы, отказался рисовать постер для Хиллари Клинтон. В 2008 году, во время избирательной кампании президента Обамы, Фейри нарисовал плакат с подписью «Надежда». Коллаж в тонах национального флага США обрел широкую популярность в рядах сторонников кандидата Демократической партии. Несмотря на свою поддержку кандидата от демократов в 2008 году, в этот раз художник не стал рисовать плакат с изображением Клинтон, объяснив это тем, что ее «сложно изобразить графически». Фейри в интервью телеканалу CNN отметил, что «не посчитал Клинтон достаточно вдохновляющей» для того, чтобы нарисовать ее. В то же время он полагал, что «Хиллари Клинтон намного лучше для США, чем Дональд Трамп».65
Однако попытки следования художественному стилю кампании Барака Обамы обнаруживаются при рассмотрении отдельных постеров Клинтон. По словам экспертов, «поразительное изображение Обамы с единственным положительным словом «Надежда» соединяет революционный дух Че Гевары с гордостью классического рекламного плаката Кеннеди».66 Дизайнеры постеров Клинтон использовали отдельные элементы стиля Обамы, привнеся в него черно-белое изображение смотрящей влево Хиллари. Попытка изобразить знаковый образ современной женщины с солнцем за спиной на поверку оказалась постером в ретро-стиле, который был весьма схож со ставшими классическими плакатами китайского руководителя Мао Цзэдуна. Дизайнеры политического плаката считают грубой ошибкой, когда кандидат смотрит на изображении влево, т.е. в прошлое. Дизайнеры Обамы в ключевых постерах таких оплошностей не допускали.
Ряд постеров с «серым лицом» Хиллари был продолжен уже с применением логотипа кампании. На фоне современного логотипа она выглядела женщиной преклонных лет. А другой постер получился в стиле ретро, указывая на подражание визуальной концепции, избранной Трампом. В дальнейшем дизайнеры Клинтон сделали ряд агитационных материалов, выдержанных в современной стандартной стилистике плаката, использующей фотографии и наложенный на них текст месседжей.
Плакат кампании Хиллари Клинтон, апрель 2016 г.
Плакат кампании Хиллари Клинтон «Опыт, видение для Америки», май 2016 г.
Плакат кампании Хиллари Клинтон
«Гендерное равенство – право женщин служить в армии», октябрь 2016 г.
Представленная подборка агитационных постеров Клинтон наглядно демонстрирует визуальный разнобой образов. Современный стиль продолжал перемежаться с плакатным ретро, кроме того, продолжались дизайнерские разработки абстрактных образов. В результате постерная кампания «развалилась» из-за отсутствия магистральной дизайнерской концепции.
64 http://bahanonu.com/syscarut/articles/185/
65 http://edition.cnn.com/
66 www.nytimes.com/interactive/2016/07/27/us/elections/democratic-convention-shirts-clinton-philadelphia.html