В современной практике проведения выборов все большее значение приобретает проведение агитационной кампании кандидатов в социальных сетях. Однако это обстоятельство не исключает использование традиционных способов привлечения избирателей. Одним из таких способов является создание линейки брендированной продукции. Атрибутика позволяет маркировать сторонников и использовать их для продвижения кандидата. При этом помимо офлайн-распространения атрибутики, используются каналы интернет-торговли. В свою очередь, социальные сети служат площадками для демонстрации сторонниками визуальных элементов бренда кандидата и привлечения в свой круг неполитизированных пользователей.
Символом кампании Трампа стала красная бейсболка с нанесенным спереди лозунгом «Сделаем Америку великой снова». Ее часто можно было видеть на головах кандидата и его сторонников. Фотография Трампа в фирменной красной бейсболке стала визитной карточкой кампании, расходясь по социальным сетям и новостным сайтам. Трамп как-то отметил: «Бейсболка – самый большой символ, не так ли?!». Он был в восторге от того, что головной убор его кампании был отмечен в разделе «Стиль Нью-Йорк Таймс».53 Во время избирательной кампании бейсболка стала «самым популярным продуктом в Америке».54
Уже после выборов известный кинорежиссер Майкл Мур делился впечатлениями о своем антитрамповском турне по депрессивным промышленным штатам Среднего Запада, составляющим так называемый «ржавый пояс». Он свидетельствует, что людям не нравились проведение опросов или тщательно откалиброванные кампании в социальных сетях, но они действительно носили бейсболки. По его словам, в проблемных штатах больший отклик находили слова Трампа на красной бейсболке, чем графический дизайн Хиллари.55
Красные бейсболки со слоганом «Сделаем Америку снова великой» были настолько важны для кампании, что на их изготовление, согласно финансовым отчетам Федеральной избирательной комиссии, тратили больше денег, чем на опросы, политических консультантов, сотрудников или телевизионную рекламу. Трамп видел в бейсболках как носителя рекламы, так и способ для сбора средств на кампанию. Базовые модели фирменной бейсболки в интернет-магазине веб-сайта кандидата продавались по $25.56 Однако интернет-магазин Трампа не отличался разнообразием, его брендированные товары выглядели весьма тривиально. В сопоставлении с ним резко контрастировал цветной вихрь интернет-шопа Клинтон. Атрибутика была маркирована стандартными надписями «Make America Great again», «#Build the Wall», «Я с вами» и «Trump-Pence», часто встречается логотип кампании и цвета американского флага. Стиль Трампа некоторые эксперты иронично считали Walmart-шиком, а проекты Клинтон часто слишком концептуальны и перенасыщенными абстрактной символикой.57
В отличие от Трампа, линейка брендированной продукции Хиллари была солидной и оригинальной. Ее бренд, выраженный в вариантах логотипа, вывесок, товаров и других эфемерных символов, созданных командой дизайнеров HILLARY FOR AMERICA, постоянно расширялся.58 Впечатление от насыщенности такой продукцией пространства предвыборных мероприятий передает цитата известного дизайнера Майкла Бирута: «И везде был логотип «H»: на значках, пуговицах, наклейках, футболках; на направляющих и видеомониторах. Логотип пылал на гигантском экране, который висел над сценой. Именно на этом этапе мы ожидали увидеть нашего кандидата до того, как ночь закончится; оружие, поднятое в победе, под эмблемой, которую я разработал.59 Ниже представлены некоторые товары, разработанные в рамках дизайнерского проекта «Хиллари для Америки».
Летом 2016 года команда Клинтон выпустила ограниченную версию коллекции «Сделано для истории» из футболок, бандан и мешков от известных дизайнеров, таких как Джозеф Альтузарра, Тори Берч, Диана фон Фюрстенберг и Марк Джейкобс. Каждый предмет товарной линейки был выдержан в оригинальном дизайне, содержал, как представлялось авторам, глубокий смысл и отличался изобилием расцветки. На атрибутике было множество креативных лозунгов, которые выражали позицию сторонников кандидата.60
Кроме того, официальный интернет-магазин Хиллари включал в себя пользовательские штатные футболки, комплекты волонтеров кампании Клинтон-Кейна, чехлы для телефона, детские одноразовые комплекты татуировок, брелоки, носки, сумки для тотализатора, умные кружки с надписью «Hillary Clinton», «Red, white and andrew», остроумные плакаты и открытки, наволочки с надписью «Место женщины в белом доме» и многое другое. Многообразие брендированных товаров позволяло активистам демонстрировать свою приверженность кандидату, привлекать новых сторонников.
Проект «45 Pin» представлял собой производство набора значков, созданных группой американских художников и дизайнеров, поддерживающих Хиллари Клинтон. Вместо того чтобы придерживаться простых рекламных сообщений, значки позволяют каждому автору создавать дизайн, которые демонстрируют приверженность кандидату и отвечают на вопрос, почему избиратели поддерживают Хиллари. Партнер Pentagram Майкл Бирут, разработавший официальный логотип кампании, и его коллега Паула Шер, совместно с другими 43 талантливыми художниками и дизайнерами, занимались созданием целого набора разнообразных значков. Авторами значков проекта «Сорок пять пальцев» стали профессиональные художники и графические дизайнеры Стивен Дойл, Майкл Бьерт, Агнешка Гаспарска, Хослинн Хупе, Кортни Гарвин и др.
К августу 2016 года сорок пять художников и графических дизайнеров создали целую коллекцию для интернет-магазина Хиллари. Значки были выдержаны в одном формате, но каждый был исполнен в ярком оригинальном дизайне. Майкл Бирут, сделал простой и привлекательный дизайн значка «Привет!», в то время как коллега по компании Паула Шер мыслила несколько глубже со своими стрелами, обозначенными «Единство», «Прогресс» и «Эмпатия».
Дизайн значка партнера Pentagram Майкла Бирута в проекте «45 Pin»
Дизайн значка партнера Пентаграммы Паулы Шер в проект «45 Pin»
Свой творческий вклад в кампанию Хиллари сделала дизайнер плакатов Сиэтла Робин Рай, чьи рисованные проекты напоминают о более раннем времени политического дизайна. Работы польско-американского дизайнера Агнешки Гаспарска «подчеркивают» другие страны мира, которые уже избрали женщин-лидеров. Трио из Нью-Йорка Марианны Фиеро, Джулии Зельцер и Дерой Перазы студии дизайна Hyperakt создали привлекательный дизайн значка Pantsuits в виде пуговицы как бы к женскому брючному костюму.61
Вклад Hyperakt в проект «45 Pin»
Вклад Робин Рай в проект «45 Pin»
Вклад Агнешки Гаспарска в проект «45 Pin»
На некоторых значках были нанесены запоминающиеся фразы, например, такие как «Кстати, моя дочь знает, что она может стать президентом», «Брюки для президента», «Мы за нее», «Она может это сделать», «Любовь превосходит ненависть». Веселые, оптимистичные, искрящиеся энергией и красочные были настолько привлекательными, что избиратели начинают их коллекционировать. Значки продавались на территории США через официальный интернет-магазин избирательной кампании Хиллари Клинтон по 5-10 долларов США каждый.62 После выборов значки стали доступны для поклонников политики и графики в виде индивидуальных наборов по цене до 100 долларов за значок.
Помимо критики программы Трампа в публичных выступлениях и его «уродливой, сеющей распри риторики» штаб Клинтон запустил полномасштабную кампанию «Love Trumps Hate!» («Любовь превзойдет ненависть»). В интернет-магазине сайта, посвященного избирательной кампании, продавались стикеры с антитрамповской надписью за $5.63 Помимо этого в рамках контркампании команда создала массу агитационной атрибутики, имея полную свободу творчества и не жалея средств.
53 www.washingtonpost.com/politics/how-donald-trump-came-up-with-make-america-great-again/2017/01/17/fb6acf5e-dbf7-11e6-ad42-f3375f271c9c_story.html?utm_term=.0204944ffb60
54 https://medium.com/soapbox-dc/nine-hashtags-that-are-driving-the-2016-presidential-election-b1ce248bf703
55 https://designobserver.com/feature/im-with-her/39523
56 www.designmantic.com/blog/hillary-vs-trump-design-battle/
57 https://merryjane.com/culture/election-2016-bad-presidential-campaign-merchandise
58 http://jessereedfromohio.com/projects/hillary-for-america
59 https://designobserver.com/feature/im-with-her/39523
60 www.nytimes.com/interactive/2016/07/27/us/elections/democratic-convention-shirts-clinton-philadelphia.html
61 http://uk.phaidon.com/agenda/design/articles/2016/august/02/artists-and-designers-join-hillarys-45-pin-project/
62 www.promomarkit.com/article/hillary-clinton-modifies-controversial-campaign-pins/
63 www.designmantic.com/blog/hillary-vs-trump-design-battle